Мадам Маман
Развивающий сайт для малышей и мам
Статьи
Математика
Чтение
Письмо
Логика
Творчество
Эмоции
Речь
Библиотечка
Стихотворения Загадки
Скороговорки
Презентации
Сказки
Стихи
Природа
Город
Методики
М.Монтессори
Г.Доман
Дьенеш
Железновы
С.Лупан
Н.Зайцева
Занкова
Воскобовича
Ховарда
М. Щетинина
М. Гмошинской
М.Ибука
М.Шичида
Ш. Амонашвили
Никитиных
Эльконина
Эйдетики
Вальдорфская
Все права защищены
НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Научить малыша читать – одна из главных задач обучения в начальной школе. Однако дети приходят в школу с собственным багажом опыта и знаний, который влияет на эффективность овладения навыками чтения. Эта статья о том, какие навыки и предварительные знания необходимы ребенку для того, чтобы легче овладеть чтением и пониманием прочитанного.

Продолжительные исследования показали, что различия в навыках чтения устанавливаются рано и остаются относительно неизменными в течение всей жизни. Большинство детей, которые плохо читают к концу первого класса, будут испытывать эти трудности и в дальнейшем. Поэтому важно позаботиться о будущем ребенка в раннем возрасте.

Ключевые вопросы, которые волнуют как родителей, так и педагогов:

1. Какие навыки и знания ребенка способствуют лучшему освоению чтения?
2. Какой опыт способствует ранней грамотности и мотивации к чтению?
3. Как можно выявить есть ли у ребенка риск возникновения проблем с чтением?
4. Как мы можем вмешаться в раннем возрасте, чтобы избежать проблем с чтением?
5. Какой метод больше подходит, чтобы успешно обучать детей чтению?

На некоторые из этих вопросов исследователи отвечают в этой статье.

Важную роль в обучении чтению играют ранние речевые навыки. Обучение речи и обучение чтению – области взаимосвязанные, и, в тоже время, раздельные. В настоящий момент обсуждаются два основных фактора, влияющих на способность к чтению: понимание фонем и словарный запас. Также рассматривается роль навыков чтения в развитии детской самооценки.

Понимание фонем (звуков).
Термин «понимание фонем» означает способность распознавать, сравнивать и умело обращаться с наименьшими частицами разговорных слов – фонемами. Большинство разговорных слов содержат больше, чем одну фонему. Например, в слове «дом» три фонемы, при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<Д>ом — <Т>ом). Дети сначала осознают крупные частицы речи – такие как слова в выражениях и слоги в словах. Затем следует понимание фонем (звуков) – это понимание предопределяет эффективность овладения навыками чтения. Понимание фонем помогает детям читать, так как буква в сознании ребенка связывается с определенным звуком в разговорной речи. Исследования показали, что обучение пониманию фонем маленьких детей улучшает способности к чтению слов и пониманию текста.

Словарный запас.
Ученые выявили, что расширение словарного запаса малышей в раннем детстве положительно влияет на овладение чтением в будущем. Самая главная цель обучения чтению – это достичь того, чтобы ребенок понимал прочитанный текст. А понимание во время чтения зависит от того, насколько богат детский словарный запас – один из компонентов устного языка. Словарный запас, которым владеет ребенок в детском саду, лучше всего предопределяет понимание прочитанного текста в 3 и 4 классах начальной школы.

Самооценка.
Продолжительное исследование показало, что ранние навыки чтения влияют на формирование самооценки. Дети, которые плохо читают, склонны к заниженной самооценке и слабой мотивации к чтению. Такие дети оценивали себя как менее способных, стремились избегать чтения и читали менее часто. Эти результаты согласуются с идеей о том, насколько важно у детей младшего возраста быстро развивать хорошие навыки чтения.

Итак, сделаем выводы:
Дети с хорошим пониманием структуры языка обучаются чтению легче, чем дети, которые имеют слабое, или не имеют понимания этой структуры.
Дети с богатым словарным запасом имеют лучшие навыки осознанного чтения.
Дети со слабыми навыками чтения имеют склонность к снижению самооценки и стремятся меньше читать. Это подчеркивает важность ранней подготовки к обучению чтению.

Рекомендации
Родители и педагоги могут стимулировать развитие у ребенка способности понимания фонем и расширение словарного запаса. В этом им помогут:
*Словесные игры, которые раскрывают структуру речи. Знакомство с алфавитом в игровой форме поможет детям понять, что слово состоит из отдельных звуков. Можно в игре поощрять детей за то, что они называют знакомые им звуки в услышанном слове
*Чтение детских книг. Дети запоминают новые слова при просмотре картинок с объяснениями взрослого или когда взрослый читает им текст из книги. Желательно читать ребенку одни и те же книги несколько раз.

По материалам статьи Моники Сенечал: Literacy, Language and Emotional Development. Carleton University, Canada(01.12 2009)

  Словарь Яндекс.Лингво

Hosted by uCoz