Научить малыша читать – одна из главных задач обучения в начальной школе. Однако дети приходят в школу с собственным багажом опыта и знаний, который влияет на эффективность овладения навыками чтения. Эта статья о том, какие навыки и предварительные знания необходимы ребенку для того, чтобы легче овладеть чтением и пониманием прочитанного.
Продолжительные исследования показали, что различия в навыках чтения устанавливаются рано и остаются относительно неизменными в течение всей жизни. Большинство детей, которые плохо читают к концу первого класса, будут испытывать эти трудности и в дальнейшем. Поэтому важно позаботиться о будущем ребенка в раннем возрасте.
Ключевые вопросы, которые волнуют как родителей, так и педагогов:
1. Какие навыки и знания ребенка способствуют лучшему освоению чтения?
2. Какой опыт способствует ранней грамотности и мотивации к чтению?
3. Как можно выявить есть ли у ребенка риск возникновения проблем с чтением?
4. Как мы можем вмешаться в раннем возрасте, чтобы избежать проблем с чтением?
5. Какой метод больше подходит, чтобы успешно обучать детей чтению?
На некоторые из этих вопросов исследователи отвечают в этой статье.
Важную роль в обучении чтению играют ранние речевые навыки. Обучение речи и обучение чтению – области взаимосвязанные, и, в тоже время, раздельные. В настоящий момент обсуждаются два основных фактора, влияющих на способность к чтению: понимание фонем и словарный запас. Также рассматривается роль навыков чтения в развитии детской самооценки.
Понимание фонем (звуков).
Термин «понимание фонем» означает способность распознавать, сравнивать и умело обращаться с наименьшими частицами разговорных слов – фонемами. Большинство разговорных слов содержат больше, чем одну фонему. Например, в слове «дом» три фонемы, при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<Д>ом — <Т>ом). Дети сначала осознают крупные частицы речи – такие как слова в выражениях и слоги в словах. Затем следует понимание фонем (звуков) – это понимание предопределяет эффективность овладения навыками чтения. Понимание фонем помогает детям читать, так как буква в сознании ребенка связывается с определенным звуком в разговорной речи. Исследования показали, что обучение пониманию фонем маленьких детей улучшает способности к чтению слов и пониманию текста.
Словарный запас.
Ученые выявили, что расширение словарного запаса малышей в раннем детстве положительно влияет на овладение чтением в будущем. Самая главная цель обучения чтению – это достичь того, чтобы ребенок понимал прочитанный текст. А понимание во время чтения зависит от того, насколько богат детский словарный запас – один из компонентов устного языка. Словарный запас, которым владеет ребенок в детском саду, лучше всего предопределяет понимание прочитанного текста в 3 и 4 классах начальной школы.
Самооценка.
Продолжительное исследование показало, что ранние навыки чтения влияют на формирование самооценки. Дети, которые плохо читают, склонны к заниженной самооценке и слабой мотивации к чтению. Такие дети оценивали себя как менее способных, стремились избегать чтения и читали менее часто. Эти результаты согласуются с идеей о том, насколько важно у детей младшего возраста быстро развивать хорошие навыки чтения.
Итак, сделаем выводы:
Дети с хорошим пониманием структуры языка обучаются чтению легче, чем дети, которые имеют слабое, или не имеют понимания этой структуры.
Дети с богатым словарным запасом имеют лучшие навыки осознанного чтения.
Дети со слабыми навыками чтения имеют склонность к снижению самооценки и стремятся меньше читать. Это подчеркивает важность ранней подготовки к обучению чтению.
Рекомендации
Родители и педагоги могут стимулировать развитие у ребенка способности понимания фонем и расширение словарного запаса. В этом им помогут:
*Словесные игры, которые раскрывают структуру речи. Знакомство с алфавитом в игровой форме поможет детям понять, что слово состоит из отдельных звуков. Можно в игре поощрять детей за то, что они называют знакомые им звуки в услышанном слове
*Чтение детских книг. Дети запоминают новые слова при просмотре картинок с объяснениями взрослого или когда взрослый читает им текст из книги. Желательно читать ребенку одни и те же книги несколько раз.
По материалам статьи Моники Сенечал: Literacy, Language and Emotional Development. Carleton University, Canada(01.12 2009)