Учеными из университета Регенсбурга проведено продолжительное исследование. Они в течение 22 лет наблюдали за развитием детей для того, чтобы ответить на вопросы: Как у человека развивается способность формировать эмоциональные связи? Как влияет родительская поддержка, привязанность младенца к матери и отцу в первые годы жизни на дружеские отношения в юности и зрелом возрасте? Каковы корни представлений молодых людей о взаимоотношениях?
С точки зрения теории привязанности, в ранние годы взаимоотношения ребенка с родителями являются преобладающими и самыми влиятельными отношениями в жизни малыша. Эти взаимоотношения привязанности существенно влияют на физиологию младенца, его устойчивость к стрессу, на его эмоциональные и умственные особенности, на речевое развитие и приобретение знаний о самих себе и других людях. Привязанность – это «близкая связь между людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости» (Фалберг). Английским психологом М. Эйнсворт были описаны три вида привязанности детей к близким взрослым, формирующихся к годовалому возрасту: безопасная, избегающая и тревожно-амбивалентная.
1. Безопасная привязанность — характеризуется тем, что в присутствии матери ребёнок чувствует себя комфортно. Если она уходит, он начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении мамы ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свою игру.
2. Избегающая привязанность — характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на её возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идёт на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать.
3. Амбивалентная привязанность — даже в присутствии матери ребёнок остаётся тревожным, после её ухода тревожность возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берёт его на руки, он вырывается.
Привязанность к родителям, которая была жизненно важна для выживания младенцев в процессе эволюции, продолжает влиять на мысли, чувства, мотивы и последующие взаимоотношения всю его жизнь. Если ребенок получает нежную любящую заботу, когда нуждается в ней, и поддержку в самостоятельной исследовательской деятельности, как от матери, так и от отца, то это:
А) дает ребенку чувство собственной ценности, веру в доброжелательность окружающих и позволяет малышу изучать окружающий мир с уверенностью;
Б) является оптимальным условием для благоприятных взаимоотношений с окружающими во взрослой жизни;
В) формирует опыт для дальнейшего родительского поведения.
Ученые выяснили, что важным условием для формирования правильных представлений ребенка о партнерских взаимоотношениях является чувствительная родительская поддержка и принятие ребенка и его поведения в течение первых шести лет жизни. Чувствительная поддержка – это правильное понимание и быстрый адекватный ответ на любые сигналы ребенка. Родительская чувствительность во время игры с ребенком проявляется как поддержка исследовательской деятельности малыша, сотрудничество с ним и совместное разрешение проблем. Чувствительная поддержка является основой для формирования безопасной привязанности – наиболее благоприятной для развития малыша.
Как показало исследование, недостаток материнской и отцовской чувствительной поддержки, непринятие ребенка в подростковом возрасте влияют на эмоциональную сферу молодого человека, его модель понимания тесных взаимоотношений в гораздо большей степени, чем пережитый развод родителей. Небезопасная привязанность в детстве предсказывала менее благоприятное последующее эмоциональное развитие, в том случае, если ребенку также недоставало чувствительной поддержки отца и матери в области исследовательской деятельности. Также выяснилось, что безопасная привязанность, существующая на первом году жизни, влияет на формирование модели взаимоотношений лишь до десятилетнего возраста. Тогда как в 22 года более значимым фактором, влияющими на представления о взаимоотношениях, являлся паттерн безопасной привязанности выявленный в 6 и 10 лет.Опыт ребенка, получающего в раннем детстве чувствительную поддержку и принятие матерью и отцом, создает основу для положительного психосоциального развития. Такой опыт в области привязанностей и исследовательской деятельности ребенка лежит в корне безопасной модели тесных взаимоотношений и здоровой уверенности в своих силах в дальнейшей учебной деятельности. Модель взаимоотношений с родителями в дальнейшем переносится на другие отношения в детстве, подростковом возрасте и юности.
По материалам статьи Карин Гроссман, Клаус Е. Гроссман