Мадам Маман
Развивающий сайт для малышей и мам
Статьи
Математика
Чтение
Письмо
Логика
Творчество
Эмоции
Речь
Библиотечка
Стихотворения Загадки
Скороговорки
Презентации
Сказки
Стихи
Природа
Город
Методики
М.Монтессори
Г.Доман
Дьенеш
Железновы
С.Лупан
Н.Зайцева
Занкова
Воскобовича
Ховарда
М. Щетинина
М. Гмошинской
М.Ибука
М.Шичида
Ш. Амонашвили
Никитиных
Эльконина
Эйдетики
Вальдорфская
Все права защищены
ПРИВЯЗАННОСТЬ К РОДИТЕЛЯМ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ВЛИЯЕТ НА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Учеными из университета Регенсбурга проведено продолжительное исследование. Они в течение 22 лет наблюдали за развитием детей для того, чтобы ответить на вопросы: Как у человека развивается способность формировать эмоциональные связи? Как влияет родительская поддержка, привязанность младенца к матери и отцу в первые годы жизни на дружеские отношения в юности и зрелом возрасте? Каковы корни представлений молодых людей о взаимоотношениях?

С точки зрения теории привязанности, в ранние годы взаимоотношения ребенка с родителями являются преобладающими и самыми влиятельными отношениями в жизни малыша. Эти взаимоотношения привязанности существенно влияют на физиологию младенца, его устойчивость к стрессу, на его эмоциональные и умственные особенности, на речевое развитие и приобретение знаний о самих себе и других людях. Привязанность – это «близкая связь между людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости» (Фалберг). Английским психологом М. Эйнсворт были описаны три вида привязанности детей к близким взрослым, формирующихся к годовалому возрасту: безопасная, избегающая и тревожно-амбивалентная.

1. Безопасная привязанность — характеризуется тем, что в присутствии матери ребёнок чувствует себя комфортно. Если она уходит, он начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении мамы ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свою игру.

2. Избегающая привязанность — характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на её возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идёт на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать.

3. Амбивалентная привязанность — даже в присутствии матери ребёнок остаётся тревожным, после её ухода тревожность возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берёт его на руки, он вырывается.

Привязанность к родителям, которая была жизненно важна для выживания младенцев в процессе эволюции, продолжает влиять на мысли, чувства, мотивы и последующие взаимоотношения всю его жизнь. Если ребенок получает нежную любящую заботу, когда нуждается в ней, и поддержку в самостоятельной исследовательской деятельности, как от матери, так и от отца, то это:
А) дает ребенку чувство собственной ценности, веру в доброжелательность окружающих и позволяет малышу изучать окружающий мир с уверенностью;
Б) является оптимальным условием для благоприятных взаимоотношений с окружающими во взрослой жизни;
В) формирует опыт для дальнейшего родительского поведения.

Ученые выяснили, что важным условием для формирования правильных представлений ребенка о партнерских взаимоотношениях является чувствительная родительская поддержка и принятие ребенка и его поведения в течение первых шести лет жизни. Чувствительная поддержка – это правильное понимание и быстрый адекватный ответ на любые сигналы ребенка. Родительская чувствительность во время игры с ребенком проявляется как поддержка исследовательской деятельности малыша, сотрудничество с ним и совместное разрешение проблем. Чувствительная поддержка является основой для формирования безопасной привязанности – наиболее благоприятной для развития малыша.

Как показало исследование, недостаток материнской и отцовской чувствительной поддержки, непринятие ребенка в подростковом возрасте влияют на эмоциональную сферу молодого человека, его модель понимания тесных взаимоотношений в гораздо большей степени, чем пережитый развод родителей. Небезопасная привязанность в детстве предсказывала менее благоприятное последующее эмоциональное развитие, в том случае, если ребенку также недоставало чувствительной поддержки отца и матери в области исследовательской деятельности. Также выяснилось, что безопасная привязанность, существующая на первом году жизни, влияет на формирование модели взаимоотношений лишь до десятилетнего возраста. Тогда как в 22 года более значимым фактором, влияющими на представления о взаимоотношениях, являлся паттерн безопасной привязанности выявленный в 6 и 10 лет.

Опыт ребенка, получающего в раннем детстве чувствительную поддержку и принятие матерью и отцом, создает основу для положительного психосоциального развития. Такой опыт в области привязанностей и исследовательской деятельности ребенка лежит в корне безопасной модели тесных взаимоотношений и здоровой уверенности в своих силах в дальнейшей учебной деятельности. Модель взаимоотношений с родителями в дальнейшем переносится на другие отношения в детстве, подростковом возрасте и юности.

По материалам статьи Карин Гроссман, Клаус Е. Гроссман
The Impact of Attachment to Mother and Father and Sensitive Support of Exploration at an Early Age on Children’s Psychosocial Development through Young Adulthood
Университет Регенсбурга, Германия
9 октября 2009 г
  Словарь Яндекс.Лингво

Hosted by uCoz